Вергунова Екатерина Владимировна
ПРОЕКТ по ПДД «Все вместе за безопасность дорожного движения»1.Пояснительнаязаписка
АктуальностьСкоростьдвижения, плотность транспортных потоков на улицах города и дорогах нашейстраны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтомуобеспечение безопасности движения становится все более важной государственнойзадачей. Особое значение в решении этой проблемы имеетзаблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей,которых уже сейчас за воротами домаподстерегают серьезные опасности и жить, которым придется при несравненнобольшей интенсивности движения. Проблема жизненный опыт и анализпериодической печати привел к выводу о том, что причиной дорожно-транспортныхпроисшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание самыхэлементарных правил дорожного движения. Вид проекта: долгосрочный Тип проекта: информационно-практико-ориентированный Срок реализации: 5 месяцев Участники проекта дошкольники компенсирующейгруппы, педагоги, родители Цель:
Задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта:
Цель проекта: формирование у детей культуры безопасного поведения. Задачи проекта:
1. Продолжать формировать у детей первоначальные знания оправилах безопасного поведения на улице. 2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдениюправил безопасного поведения на дороге. 3. Приобщать детей к правилам безопасного поведения. 4. Развивать способности у детей к предвидению возможнойопасности. 5.Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым. 6. Развивать интерес детей к собственной безопасности. 7. Привлечь родителей к проблеме формирования у детейэлементарных представлений о безопасности. Ресурсное обеспечениепроекта:
-перспективный план работы по проекту; - занятия, нацеленные на формирование знаний о правилахбезопасности дорожного движения; -картотека дидактических и подвижных игр; - настольно-печатные игры, раскраски; - иллюстрации для рассматривания и обсуждения различныхситуаций; -подборка познавательной, художественной литературы и загадокпо тематике ПДД; -презентации.
Содержание проекта
1 этап – подготовительный: начало учебногогода (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме;составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями). 2 этап – основной: учебный год(подбор, разработка и апробация методов и приёмов педагогической работы,способствующих закреплению знаний детей о правилах безопасности дорожного движения). 3 этап – заключительный: конецучебного года (осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшиеперспективы развития). Механизм реализации:
Обучать правилам движения мы начали с младшеговозраста. Важное условие сознательного заучивания правил дорожного движения –формирование знаний у детей дошкольного возраста. Считаем, что важен в обучениипринцип последовательности, идти от близкого к далекому, от легкого к сложному. Первый этапработы – этоуточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть личныйопыт детей, на который можно опереться. Второй этапработы – расширениепервоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилахдорожного движения, посредствам наблюдения за движением транспорта по улице,встреч и бесед с сотрудниками ГБДД, организованной системой занятий. Третий этапработы – формированиесознательного отношения к соблюдению правил уличного движения на дороге. Так,поэтапно, постепенно от близкого к далекому, от простого к сложному, мы обучалидетей правилам дорожного движения. Начали с того, что познакомили детей с тем, чтоходить, нужно придерживаясь правой стороны. Учила этому в группе, когда детигуляли с куклами, играя в сюжетно-ролевую игру «Семья». Когда выходили на прогулку, спускаясь полестнице, гуляя на участке, объясняли, почему надо двигаться по правой стороне. Предложилипогулять по тротуару и спросили: «Дети, по какой стороне тротуара будем идти?»Дети дружно ответили: «По правой». Мы их похвалили за то, что они запомнили, тоо чем мы им каждый день говорили. В нашей группе среди игрушек были машины разных видов:легковые, грузовые. Рассматривая грузовую машину, знакомили детей, почему онатак называется. Дали понятие о том, что человек, который управляет машиной –шофер. Встретившись с шофером, который привозит в детский сад продукты, он импоказал свою машину, разрешил покрутить руль. У детей появилось огромноежелание стать шофером. Поэтому они сбольшим удовольствием играли в сюжетно-ролевую игру «Шоферы». Так же сталалюбимой игра «Воробушки и автомобиль». Неоднократно рассматривали картины «Машина на нашейулице», иллюстрации с изображениями улиц. На последующих прогулках былапоставлена основная цель – познакомить ребят с работой светофора. Познакомилисо стихотворением: Красный свет, красный свет – это значит, хода нет. Это «стой», «остановись»! Это значит «берегись»! Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»! Дети с удовольствием играли на участке и в группе в«улицу». В среднейгруппе продолжали работу по ознакомлению с правилами дорожного движения. Болееширокой стала программа целевых прогулок. Так, например, гуляя по улицам, мыпознакомили детей с тем, что дорога, по которой движутся машины называется«проезжей частью». Обратили внимание, что машины движутся по левой и правойсторонам, и движутся они в противоположные стороны. Такое движение называется«двухсторонним». Рассказывали, зачем проезжая часть улицы разделена белойсплошной линией и что машинам заезжать, за эту линию строго воспрещается. Для закрепления этих знаний на участке играли в игру«Цветные автомобили» - несколько ее перестроив. Разделили участок пополам белойсплошной линией – это участок «проезжая часть» - заметили дети. Дали однойгруппе красные значки, другой зеленые и машины поехали. Машины с краснымизначками по левой стороне, машины с зелеными по правой. По сигналу воспитателя,они поменялись. Детям очень понравилась эта игра. На занятиях по развитие речи знакомили детей странспортом. Так, как у нас в городе нет ни трамваев, ни троллейбусов, мырассматривали игрушки, сравнивали автобус с троллейбусом, трамвай строллейбусом. Объясняли, как движутся трамвай и троллейбус, что в нихнаходится, и как в автобусе ездят люди (пассажиры). Сравнивалилегковую и грузовую машины. В играх «Трамвай», «Цветные автомобили» закреплялизнания о транспорте. На занятиях по аппликации дети вырезали по контуру инаклеивали их на бумагу в форме светофора, рисовали грузовик. Свою работу с детьми старшей группы мы построили вопределенной последовательности. Обучение правилам уличного движения у нас нестояло каким-то особым разделом работы. Просто на многих занятиях появилась ещеодна задача – правила пешехода. В этой группе продолжали закреплять знания о том, чтолюди ходят по тротуару, придерживаясь правой стороны. Казалось, что все детихорошо усвоили это правило, но на практике, оказалось, выполнить труднее. Такслучилось, что, идя по улице, в колонне парами, Никита с Леной постоянновыходят из строя, мешая прохожим. Пришлось с этими детьми заниматьсяиндивидуально. В группе с ними побеседовали, объяснили, почему нужно ходить поправой стороне. Во время игру «Улица» мы следили и напоминали, по какой стороненужно ходить. Когда дети усвоили, как надо двигаться правильно по тротуару, мыпознакомили их с перекрестком, рассказали, что это место, где можно переходитьулицу и называется это место «переходом». Его обозначают линиями «зебра», астрелки указывают «переход». Полученные знания на занятиях, закрепили в игре.Одна часть детей были пешеходами, а другая «машинами». На груди детей былизначки различных машин. Игра заключалась в следующем, когда машины проезжают,пешеходы стоят, а когда идут пешеходы – стоят машины. Движение регулируетсветофор. Игра получилась по всем правилам, за выполнением которых следиливоспитатели. Наблюдая за транспортом, закрепили знания о проезжейчасти дороги, о двухстороннем движении. Во время наблюдения, детям былопонятно, как машины движутся, не наталкиваясь друг на друга. Чтобы дети лучше усвоили правила дорожного движения,сделали макет перекрестка и провели игру со светофором. В игре возниклитрудности, детям надо было управлять транспортом и следить за светофором ипешеходами. Дети практически убедились, как светофор помогает пешеходам иводителям соблюдать правила дорожного движения. Хорошо помогает в усвоении правил дорожного движенияхудожественная литература. Читали детям произведения Дорохова «Подземныйпереход», «Держись правой стороны», «Перекресток», из книги «Красный, желтый,зеленый», «Светофор» Жидкова; «Одноглазый командир» Г. Юрмина. Рассматривалииллюстрации и плакаты. Плакатов мы приобрели много и различных серий. Этобольшое подспорье в обучении детей правилам дорожного движения. Дети,рассматривая плакаты, видят к чему может привести несоблюдение правил дорожногодвижения. Когда дети хорошо усвоили все понятия, связанные сулицей: что такое тротуар, перекресток, переход, светофор, - мы стали знакомитьих со знаками. Со знаками знакомили на занятиях, на прогулках, рассматривали ихвнимательно, выясняли их значения. Использовали для лучшего восприятия детьмизнаний о знаках короткие стихи: Этот знак такого кода: он на страже пешехода Перейдем дорогу вместе мы, ребята, в этом месте.
Посмотрите, знак опасный – человечек в круге красном Тут машины быстро мчаться, может даже быть несчастье.
По дороге здесь друзья, никому ходить нельзя В красном кружочке – велосипед, Велосипедам – проезда нет. Велосипед в синем диске – катайтесь велосипедисты. В нашем обиходе появились новые дидактические пособия– дорожные знаки. Мы их используем для сюжетно-ролевых игр, для проведениязанятий. Чтобы дети легче усваивали правила дорожного движения,появились иллюстрации об уличном движении, настольные игры. В конце года мы провели заключительную беседу оправилах дорожного движения с родителями, предложили заполнить анкету иответить на вопросы. Родители охотно приняли предложение встречаться чаще закруглым столом и изучать вместе с детьми правила дорожного движения, так какнезнание и невыполнение ведет к несчастным случаем и нарушением нормальногодвижения в городе. Работу с детьми 6 – 7 лет подготовительной к школегруппы по ознакомлению с правилами дорожного движения организовали так, чтобызнания полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках стали прочными и моглибыть и с успехом применены будущими школьниками. Будущемупервокласснику придется самостоятельно переходить улицу по пути в школу. Кэтому его надо подготовить. Для этого мы закрепляем, расширяем и углубляемпредставления детей о правилах дорожного движения, полученные в предыдущихгруппах. С этой целью провели беседу «Зачем нужно знать и точновыполнять правила уличного движения». Дети поняли, что незнание этих правил илиневыполнение приводит к несчастным случаям. Главное в беседе - беседовать с детьми в доходчивой форме,интересной, не ограничиваться общими предупреждениями: -Будьте осторожны на улице - Берегись машин -Не идите на красный свет Оченьполюбилась детям настольные игры «Знаки на дорогах», «Наша улица». Эти игрыпомогают закреплять знания детей, проявлять свое творчество. В этой группе мы будем продолжать знакомить сознаками, с работой регулировщика, обязательно познакомим ребят с сотрудникамиГБДД, чтобы в доступной форме он объяснил и показал им значение сигналовмилиционера – регулировщика. Так, уже сейчас в наш обиход вошел еще одинатрибут – жезл. Детям очень интересно будет узнать историю милицейского жезла,«язык» жестов регулировщика. В конце года мы обязательно проведем праздник«Красный, желтый, зеленый», на который пригласим сотрудника ГБДД, родителей,детям вручим удостоверения об окончании школы дорожных наук, а с родителями ещераз побеседуем о детском травматизме, дадим практические советы по борьбе сними. Обязательно напомним, что личный пример родителей в обучении детейправилам дорожного движения – самое главное. Кроме родительских собраний на эту тему, намизапланированы на этот год беседы, консультации, тематические выставки вродительском уголке. Успешных результатов в обучении и воспитаниидисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существуеткрепкая взаимосвязь семьи, дошкольного учреждения и все их действия будутцеленаправленны. Ожидаемые результаты: 1.Детибудут знать основные правила безопасного поведения на дороге, соблюдать правилабезопасности; 2.Детинаучатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности; 3. Детибудут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих; 4. Родителибудут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на дороге. Модельпедагогической работы «Все вместе за безопасность дорожного движения
14 октября 2018 в 16:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.